серых людей не переделать. пока стены вокруг серые - точно не переделать.
мне вот интересно - что вы думаете о своем образовании? вот сейчас, имея какой-либо опыт работы, оглянувшись назад, сделали бы вы что-то по-другому или полностью довольны тем, куда пошли учиться?
о себе: все чаще задумываюсь об этом и не то, чтобы жалею о своем образовании, но не уверена, что поступила бы так же сейчас. и сам универ мне даже нравился. но сомневаюсь именно в необходимости высшего образования... после общения со многими дизайнерами как из Германии, так и из России, я пришла к выводу, что наверно у 1 процента только есть вышее образование в этой сфере. у остальных либо только профессиональное (Ausbildung), либо совсем из другой области и веб-дизайну они учились сами. причем даже не только дизайнеры, но и информатики. среди моих коллег, я со своим мастером самая высококвалифицированная, у многих даже абитура нет. и при этом они зарабатывают как минимум столько же, как и я, или больше. потому что больше опыта. поэтому я думаю, а не лучше бы было потратить то время, что я училась в универе на практику? я бы наверняка сейчас уже умела бы больше.
я просто приехала из России, где без высшего образования, ты практически никто, оно есть у всех, даже у продавцов в магазине, и мне сложно было представить, как можно без. только через несколько лет в Германии поняла, что здесь к этому другое отношение.
с другой стороны, у меня не такие узкоспециализированные знания, и соответственно больше перспектив, если вдруг не сложится с этой областью, я могу делать все, что связано с digital media. больше теоретических знаний, которые возможно не нужны в моей профессии сейчас, но могут пригодиться в будущем на более высокой должности, для которой у меня сейчас еще не хватает опыта. кто знает, может, когда-нибудь я буду рада, что все-таки выбрала этот путь.
если бы сейчас можно было что-то именить, то, наверно, я бы выбрала Dualstudium (сочетание учебы в универе с практикой), это идеальный вариант, кажется. но в 2008 году, когда я поступала, было сложно найти даже обычный универ с digital media или чем-то похожим, было всего пару штук на всю Германию, думаю, Dualstudium было бы еще сложнее найти.
о себе: все чаще задумываюсь об этом и не то, чтобы жалею о своем образовании, но не уверена, что поступила бы так же сейчас. и сам универ мне даже нравился. но сомневаюсь именно в необходимости высшего образования... после общения со многими дизайнерами как из Германии, так и из России, я пришла к выводу, что наверно у 1 процента только есть вышее образование в этой сфере. у остальных либо только профессиональное (Ausbildung), либо совсем из другой области и веб-дизайну они учились сами. причем даже не только дизайнеры, но и информатики. среди моих коллег, я со своим мастером самая высококвалифицированная, у многих даже абитура нет. и при этом они зарабатывают как минимум столько же, как и я, или больше. потому что больше опыта. поэтому я думаю, а не лучше бы было потратить то время, что я училась в универе на практику? я бы наверняка сейчас уже умела бы больше.
я просто приехала из России, где без высшего образования, ты практически никто, оно есть у всех, даже у продавцов в магазине, и мне сложно было представить, как можно без. только через несколько лет в Германии поняла, что здесь к этому другое отношение.
с другой стороны, у меня не такие узкоспециализированные знания, и соответственно больше перспектив, если вдруг не сложится с этой областью, я могу делать все, что связано с digital media. больше теоретических знаний, которые возможно не нужны в моей профессии сейчас, но могут пригодиться в будущем на более высокой должности, для которой у меня сейчас еще не хватает опыта. кто знает, может, когда-нибудь я буду рада, что все-таки выбрала этот путь.
если бы сейчас можно было что-то именить, то, наверно, я бы выбрала Dualstudium (сочетание учебы в универе с практикой), это идеальный вариант, кажется. но в 2008 году, когда я поступала, было сложно найти даже обычный универ с digital media или чем-то похожим, было всего пару штук на всю Германию, думаю, Dualstudium было бы еще сложнее найти.
У меня основное образование довольно широкое, а специальность в итоге, по которой я работаю - узкая. Совершенно не представляю, как всем вещам, что я знаю и умею именно в проф. плане, можно было бы научить на лекциях и семинарах (ответ: никак, только во время работы). Но высшее образование подготовило меня к тому, чтобы уметь научиться этому на работе.
мое образование абсолютно теоретическое, абсолютно не прикладное, оно вообще нахуй никому не сдалось в этом мире от слова совсем. Как и любое гуманитарное образование в принципе (сюда же всех дизайнеров, журналистов, пиарщиков, маркетинг и проч). Уже и в России это вообще-вообще никому не нужно) Единственное где еще может потребоваться вышка (и внезапно моя вышка тоже) - гос должности (ну вот в МИД не берут без магистратуры).
Я бы все таки сейчас пошла учится на кого-то другого и точно не пошла бы в магистратуру. На кого - не знаю, мне надо поработать пару лет, чтобы понять.
Но я не на 100% жалею о вышке, потому что я научилась всему, что написали сверху - в первую очередь дает не сами знания, а навыки учиться (учит учиться). Работа в команде, работа самостоятельно, ответственность, тайм-менеджмент, дедлайны, скилл нахождения и общения в академической/профессиональной среде, иногда - скилл доводить до конца скучные и неинтересные проекты (ибо и на работе не всегда 100% писаешь кипятком от того что ты делаешь)
у меня есть куча друзей, которые не смогли довести вышку до конца, потому что ой дз много/читать много/одногруппники тупые/не могу ничего выучить к сессии
я не знаю просто таких слов и как такое возможно) я могу делать 100500 унылейших дел одновременно и следить за всеми проектами/сроками, просто потмоу что училась в 2х очень жестких универах. А еще научилась приходить к 8 утра 6 дней в неделю на пары, так что раняя работа для меня вообще не проблема.
Теоретические знания тоже важны) Но смотря для чего и в каком контексте. Всяким современным новомодным диджидалам и т.д. - ИМХО, тут важнее практика на работе.
Но если говорить, например, об инженерных специальностях, о медицине, тут без хорошей теоретической базы, конечно, никуда.
Ну и опять-таки, системы образования в Германии/Европе и РФ совсем разные.
Первое научило ворочать огромными пластами информации, перерабатывать и усваивать новое, а второе - что без практики ты как чайник без ручки)
Я немного жалею потраченного времени на первое, хотя могу с умным видом обсуждать прерафаэлитов и знаю что ар-нуво и ар-деко - не одно и тоже
и да, во время поиска работы я оооочень жалела, что не начала зарабатывать опыт с первого курса в России
зато у меня была отличная студенческая жизнь, есть что вспомнить)))
считаю, что ВО не обязательно
у меня диплом ВШЭ + европейская магистратура, у Темы три месяца университета (бросил), но он все равно намного больше меня прокачан в некоторых вопросах в сфере экономики (я учила экономику)
есть конечно плюсы, которые обозначила Ashes, но мне кажется их с опытом работы тоже можно приобрести, и я до сих пор не понимаю зачем я учила интегралы)))
мне нравится система образования в Аргентине, при желании свой учебный план можно растянуть на 10 лет, ходить на занятия в удобное для тебя время, большинство студентов тут работают фул тайм, университеты закрываются в полночь, никого не заставляют выбирать учебу или работу как с нами это делают в России
и главное никакого различия между дневным и вечерним посещением.
но через год-полтора стоит вопрос переезда в Германию, куда я планирую по учебной визе поехать, но я пока не знаю в какой сфере учиться и как с дипломом лингвиста-переводчика податься в магистратуру немецкую. либо надо что-то близкое к моей специальности там искать (язык, межкультурная коммуникация) и не знаю насколько мне это надо вообще. но не хочется уезжать по другой визе. лучше по учебной.
кстати да, с этим я согласна, что универ дает навыки учиться и подготавливает к "тяжелой" жизни и различным ситуациям. заметила на себе, что я не боюсь новых заданий, которые я еще не умею, когда другие говорят: "нет, это не моя сфера, я это не знаю, делать не буду".
с другой стороны, часто вижу, что те, кто учился в универе, часто мыслят слишком теоретичски, а те, кто нет, более жизненно подходят к проблемам. потому что одно дело, вызубрить кучу информации, а другое дело - уметь ее применить. и мне кажется, в профессиональном образовании больше учат второму.
в общем, и в том, и в том есть свои плюсы.
но, конечно, зависит от специальности. в медицине или юриспруденции без во, конечно, никак. или, например, в биологии/химии даже магистра маловато, знакомый химик говорит, что у них все делают доктора, потому что без него сложно. а вот в моей специальности, да, действительно важнее всего практика.
так интересно, что ты приписала дизайнеров к гуманитарному образованию, т.к. мое образование все-таки скорее техническое) но мысль понята)
я кстати тоже думала, что возможно достаточно было бы бакалавра. но с другой стороны, магистратура - то, что отличает меня от других специалистов в этой сфере. т.к. там была основная теоретическая часть о user research, как проводить исследования и т.п. и хоть я сейчас мало этими знаниями пользуюсь, но они у меня есть. а просто бакалавр мало чем отличается от профессионального образования или даже курсов каких-нибудь, ну разве что чуть объемнее. потому что либо все, либо ничего. но это конкретно в моем случае.
мне кажется, образование в России и Европе очень отличается, хотя мне сложно сравнивать, я в России только в школе была.
Airin.,
я в принципе подрабатывала по специальности почти с самого начала учебы, чему я рада, но не могу назвать это большим опытом, чем полноценная работа. тем более, что работала я в универе, а не с клиентами, это огромная разница.
и кстати да, у Михеля тоже нет высшего образования, но он зарабатывает почти в два раза больше меня. в то время, когда я устроилась на свою первую полноценную работу, у него был опыт работы уже почти 10 лет.
Lady_of_wonders,
а кем ты работаешь на основной работе, если не секрет? совсем что-то другое?
мне кажется межкультурная коммуникация очень подходит.
ни разу не видела програмиста/дизайнера, у которого была вышка в этой области) но это я говорю только за РФ
- опыта жизни в ЮК
- возможности закрепиться за границей
- получения диплома престижного англоязычного ВУЗа
- возможности выучить, помимо шведского, и другие языки (не только скандинавские)
- возможности безболезненно получить Erasmus стипендию и пожить в Швеции
- открытия многих дверей, о существовании которых я даже не знала
оглядываясь назад, понимаю, что сделала бы всё то же самое. и даже проучилась бы 2 года в ВУЗе в СПб, потому что именно благодаря этому легче давалась учёба на первом курсе британского ВУЗа. единственное, я бы тогда японский взяла сразу с первого курса и, может, вообще пошла бы на Joint Honours in Scandinavian Studies & Japanese. но это мелочи)
CELTA я бы тоже не стала делать раньше, чем сделала в итоге. именно тот факт, что я сначала делала TEFL, потом очень помог - было гораздо легче писать планы уроков, я уже знала почти всю терминологию и примерно представляла, чего от меня ждут на практике. думаю, это сыграло немалую роль в получении высшего балла за курс.
думаю, я всё сделала правильно.
Мне кажется, это такая широкая сфера, можно везде как-то приткнуть
Риш,
Вот-вот, тоже не знаю почти никого, у кого была бы вышка... ну кроме моих бывших однокурсников. Даже как-то обидно, что я потратила на это 6 лет учебы. И ты права, что эта сфера очень быстро развивается. Есть, конечно, основы, которые необходимо знать, и на основе которых можно быстрее освоить новые техники. Но многое из того, что я учила в универе, мне сейчас уже не пригодится. Да взять хотя бы тот факт, что когда я поступала, ещё ни у кого не было смартфонов, я свой первый смартфон купила на последнем курсе. А сейчас моя работа напрямую связана с ним, т.е. многому пришло учиться самой.
Tish Evans,
Это, конечно, другой пример) Считаю, что в случае учёбы заграницей, она действительно даёт много возможностей. И отлично понимаю тебя, что ты все сделала бы так же.
Я не соглашусь про ненадобность образования для программистов - мы, например, учились паять и строить микросхемы, кодить под телевизоры и VR очки, у нас были предметы, связанные с этикой в работе, дизайн опять же, базы данных. Хотя сейчас я занимаюсь исключительно js и веб разработкой, знания эти очень пригождаются.
я тут сейчас вспомнила, что поменяла бы: я бы не стала бросать лингвистику, хоть и было очень сложно. пусть был бы ещё ниже средний балл, но это дало бы мне преимущества как преподавателю английского.
я тоже считаю, что вышее образование для программиста важно, я сама первые семестры училась вместе с информаиками, и это столько всего... и в идеале такой программист потом сможет работать везде, а не с каким-то одним языком, который выучил сам, потому что есть общее понимание, как все работает. с другой стороны, программисты, чаще всего, очень ленивые люди, но любящие свое дело, и я встречала многих, кто сам достиг высокого уровня без образования, потому что они сидят дома и с утра до вечера кодят.
и да, у нас тоже была и этика, и право, которое касается цифровой информации, и много другого, о чем сам не подумаешь возможно.
Tish Evans,
ну я живу заграницей, независимо от учебы. т.е. я могла бы выбрать любой другой путь касательно учебы, от этого мое пребывание в Германии не измениось бы.
да, в моей области действительно опыт важнее всего.
но я думаю со временем мои университетские знания действительно больше понадобятся.
Я жалею о том, что не продолжила учиться, что не пошла в магистратуру, что не поехала учиться за границу. Я начала работать сразу после бакалавриата, потому что нужны были деньги, потом не было времени, потом мотивации.. Теперь мне бы как-то получить французский диплом, но я всё еще хз как это сделать. Но это не вопрос знаний, а вопрос бумажки, потому что во Франции все помешаны на дипломах и на дипломах престижных бизнес школ. Знаний для работы мне более чем хватает, если чего-то не хватает, всегда есть книги, интернет, короткие тренинги и более опытные коллеги. Но, блин, бумажку бы... xD
в итоге, я работаю по специальности и мой диплом на вес золота у работодателей, т.к. его требуют регуляторы (фсб, фстэк), но достичь высокого заработка в моей профессии очень тяжело, если ты не супер-мега гений, программер и т.д.)). боюсь как бы у меня сейчас не потолок, т.к. все мои одногруппники зарабатывают меньше. все чаще задумываюсь о смене профессии, но только в компании, в которой сейчас работаю, чтобы параллельно вести нынешний проект и не потерять в зарплате, т.к. для меня зарплата важнее всего)) но жизнь такая непредсказуемая, что даже хз как выйдет и получится ли у меня в новом направлении. если что, это направление - бизнес-аналитик.
ну а по поводу высшего образования в россии, то я не жалею, что получила его. без высшего образования можно чего-то добиться, если работать усердно, или ты очень умный. я не мега умная, и не люблю перерабатывать))
оо, значит, есть и обратные примеры, а не только "жалко, что потратила столько времени, надо было начать зарабатывать деньги раньше".
я даже не знала, что во Франции так важны дипломы.
sixteen saltines,
а мне казалось, что у тебя очень востребованная и высокооплачиваемая специальность, но я наверно, по Германии сужу, немцы вообще помешаны на информационной безопасности.
С другой стороны пойди я в магистратуру, всё было бы по-другому, и хрен я была бы сейчас там, где я есть. Все относительно, короче.. Но да, отсутствие бумажки иногда меня напрягает)
ого, у нас мне кажется дипломы не так важны, не то, чтобы они совсем не важны, но в первую очередь, все-таки смотрят на опыт.